! Добро пожаловать в
Сегодня Декабрь 12, 2018, 09:09:48

Автор Тема: Как описывать магию  (Прочитано 17209 раз)

0 Жителей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Chuuuu

  • Активность: 0%
  • Сообщений: 391
  • Спасибок получено: 71
    • Просмотр профиля
Как описывать магию
« : Январь 20, 2014, 16:59:27 »
Ещё одна статейка для фикбука. На этот раз ориентация на любителей фентези.

Худощавый мужчина в балахоне выходит против толпы врагов. Сейчас он разнесёт их насмерть. Вот он поднимает руки, и...

А что “и”? Что дальше? Мы понимаем, что сейчас произойдёт магия, но как она произойдёт? Конечно, создание магии - на 100% воля автора, но нужно же сделать так, чтобы магия выглядела логично. Я не говорю “реалистично”, какой тут может быть реализм, главное – чтобы магия подпадала под общее представление читателя о волшебном и не противоречила миру и сюжету.

Давайте для начала откроем википедию. Откинув лишние слова там можно прочитать такое определение магии:

Магия - обращение к тайным силам с целью влияния на события и состояние материи.

То есть, используя магию, мы изменяем окружающий мир без использования физического воздействия. То есть, не ручками ты кашу в кастрюле мешаешь, а ложка сама там двигается.

Перейдём же к основным аспектам использования магии.


Часть 1. Активность персонажа

Что делает ваш маг, чтобы его страшное колдунство случилось? Нет, он, конечно может ничего не делать, просто стоять и наблюдать или вообще играть в покер в Лас-Вегасе. Но тогда будет трудно привязать этого персонажа к действию, а ведь нам нужно чтобы читатель сразу осознал: вот это - маг. Поэтому есть основной набор магической активности:

- слова
- жест
- ритуал
- зелье
- артефакт

Весьма неочевидный список, понимаю. Давайте пройдёмся по пунктам.

Слова. Понятный и популярный способ колдовства. Но при этом, если вдуматься – очень неоднозначный. Его стоит разобрать поподробнее.

Односложные заклинания - от одного до трёх слов, - которые выкрикивают маги, обычно боевые, довольно часто во время сражения. Только не понятно, зачем. Будет ли это заклинание слабее, если его не выкрикнуть, а прошептать? Или произнести про себя? Есть такой вариант, где учеников через словесную форму обучают использовать магию, а потом она уже не нужна. В книгах Александра Рудазова есть персонаж, который произносит названия заклинаний просто потому, что привык с детства.

Длинные заклинания - от нескольких длинных заковыристых слов до целой поэмы, которую девять из десяти читателей тупо пролистают. При использовании таких заклинаний нужно учитывать:

а) они убивают динамику. Если вы хотите сохранить ощущение боя - вставляйте между куплетами действия других персонажей. Хотя, если это происходит не в бою, то почему бы и нет?

б) если маг при этом не отмахивается от противника мечом, рискуя сбиться с ритма, то его должны защищать, а не то его тушку нашпигуют стрелами по самое не балуйся.

Общей проблемой вербальной магии является ответ на вопрос: почему именно такие слова?

Самый адекватный вариант - использовать в качестве заклинания слова из другого языка. Например, “Экспекто патронум” в переводе означает “Ожидаю защитника”. Логично? Да. А теперь скажите мне, почему в переводе на другие языки эти слова перестают работать?

Вариант лечения этой болезни - существование мертвого магического языка, на котором никто не разговаривает и слова которого считаются заклинаниями. Но тогда надо учитывать, что если огненный шар на этом языке называется “Алрендо”, то вполне логично, что огненный дождь будет называться “Алмундо”, а ледяной шар - “Норендо”.

Осмысленные комбинации слов на русском. Этот способ - прерогатива длинных и часто рифмованных заклинаний. Почему именно эта комбинация слов? Да в принципе неважно, слова-то подходят. А что будет, если слова изменить или перевести? Это, конечно, остаётся на совести автора, но меня лично покоробило, когда в книге “От ведьмы слышу!”, емнип, девушка, только что ставшая ведьмой, вольно перевела заклинание, украсила его, а затем оно ещё и сработало.

А можно писать белиберду и не заморачиваться.


Жест. Часто комбинируется со словами. Обозначает какие-либо движения во время использования заклинания. Обычно используются взмахи руками или волшебными палочками, хотя можно использовать что-то экзотическое, вроде определённой позы с тайным напряжением пупка. Самый мирный и логичный способ колдовать. Взмах рукой означает направление движения заклинания. Тема не проблемная и останавливаться не будем.


Ритуал. Набор слов и действий, часто с использованием предметов и живых существ. Нередко комбинируется с длинными заклинаниями. Основные виды ритуалов - это танцы, жертвоприношение и молитва. Отличается он тем, что используется в основном не магами, а жрецами или шаманами. Если его прервать, то:

а) ничего не случится
б) энергия высвободится и устроит бадабум

Используется для нагнетания саспенса: успеют герои его прервать или нет?


Зелье. Может быть использовано как магом, так и не магом. Принцип прост: сначала кто-либо специально обученный (маг или просто травник) его варит, а потом персонаж либо выпивает его, либо бросает во врагов. Реакция может быть разной в пределах фантазии писателя, но нужно учитывать такие вещи:

- почему пузырёк разбивается, когда персонаж его кидает, но с ним ничего не происходит, когда героя бьют по сумке?
- из чего сам пузырёк, если зелье в нём может разъесть стекло?
- почему действие зелья не происходит внутри пузырька?

Необязательно вдаваться в дебри химии, это даже лишнее, максимальное углубление, как по мне, это “Зелье взаимодействует с кислородом в воздухе и происходит реакция”.


Артефакт. Вещь-помощник, созданная магом. Есть также амулеты - это предметы, заколдованные магом, как правило, одноразовые. Есть одна загвоздка: то, что в фентези называют артефактом, в традиционной магии планеты Земля является амулетом. Артефакты могут быть какими угодно, с любым эффектом действия, тут ограничений нет, но стоит учитывать одно: откуда они берут энергию? Ведь артефакт отличается тем, что может действовать практически бесконечно. Тут есть такие методы объяснения:

- артефакт подзаряжается сам, когда его не используют
- его нужно подзаряжать ритуалом
- он черпает силу из хозяина (см. про предел могущества ниже)
- он не требует магии, потому что является просто предметом с очень высокими характеристиками и мистическим бонусом вроде “меч сам направляет мою руку”
- в артефакте сокрыта душа или божественная сила, которая его подпитывает
- артефакт - НЁХ, и этим всё сказано


Часть 2. Предел могущества

Первое и главное, что нужно запомнить: магия может всё. Жизнь, смерть, пространство, время - возможности магии ограничиваются только фантазией автора.

Но если вы хотите, чтобы ваша магия выглядела логично, нужно помнить об одной вещи. Она называется “Закон сохранения материи и энергии”. Определение этого закона короче, чем его название: “Ничто не появляется из ниоткуда”. То есть, сила заклинаний должна быть чем-то обусловлена. Я сейчас говорю про верхний предел, естественно. Редкие писатели сделают своего героя слишком слабым. Я не исключаю, что ваш маг обладает невероятным даром, но и в этом случае нужно учитывать:

- время обучения. Да, более талантливые учатся быстрее. Но никто не может просто так взять и сразу разрушить магией планету. Или даже замок. Кроме главных героев второго пункта.

- контроль силы. Представьте, что ваши мышцы вдруг стали такими сильными, что вы можете свернуть горы. А теперь мысленно попробуйте позавтракать и одеться. Обошлось без порванной куртки и сломанного стола? Даже хрупкую фарфоровую чашечку не разбили? Не верю. Любой, кто получает в свои руки большую силу, никогда не сможет её рассчитать. Просто потому что привык, например, стучать в дверь вполсилы, хотя теперь надо в одну десятую.

- другие маги. Этот пункт работает только в том случае, когда вашем мире, конечно, есть другие маги. Если ваш маг очень сильный, то: а) почему другие маги не могут стать такими же сильными? б) если остальные маги тоже очень сильны, почему они ещё не разнесли планету?

Ваш герой вдруг научился очень сильной магии, которую идеально контролирует, и теперь он сильнее всех магов на планете? Привет, Мэри Сью, давно не виделись.


Часть 3 Думать головой

При создании мира, вы, конечно же, создаёте правила магии для него. Нет? В таком случае у вас может получиться мир, в котором:

- для одних заклинаний нужно их произнести и взмахнуть волшебной палочкой

- для других достаточно взмаха рук

- а то и вообще без слов и взмахов

- для третьих используется длинный ритуал

- чтобы перемещаться во времени нужен артефакт

- а чтобы принять личины Крэбба и Гойла нам внезапно нужно зелье

Логично? Как по мне, ни капельки. Если для разных результатов магии нам нужны кардинально разные действия, стоит задуматься, почему мы не можем просто всегда махать этой дурацкой палкой?


И напоследок я хочу сказать: у магии нет правил, магия - удел исключительно автора. Но, откинув правила магии, не забывайте про правила логики. Они работают всегда. Не бывает нелогичных миров. Бывает только специфическая логика. Но ей надо следовать.

За это сообщение автора поблагодарили:


Оффлайн Кай Лерэйн

  • Герцог Терронский
  • Магистр
  • Мэр города
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 4408
  • Спасибок получено: 294
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #1 : Январь 20, 2014, 17:09:20 »
Цитировать (выделенное)
Логично? Как по мне, ни капельки.
Сравним магию с IT (их и без нас часто сравнивают, вспомним админов-шаманов с бубнами)

Большинство действий требуют наличия компьютера, но некоторые возможны при помощи одного лишь смартфона. Некоторые действия вполне объяснимы по телефону, а для других требуется физическое присутствие админа. Некоторые действия выполняются рукописными скриптами, для некоторых достаточно двух-трех кликов мышкой, а для некоторых нужно дополнительно качать программы. Иногда они маленькие и качаются в мгновение ока, иногда тяжелые и либо носятся на дисках, либо качаются пару часов. А иногда программу вообще нужно писать с нуля.

Вывод: если автор детально пропишет логику магии, то вполне возможен мир в котором вербальная магия сосуществует с жестовой, ритуальной и артефактной - и все это будет вполне логично.
« Последнее редактирование: Январь 20, 2014, 17:11:00 от Кай Лерэйн »

За это сообщение автора поблагодарили:


Оффлайн Bohemienne

  • Активность: 0%
  • Сообщений: 776
  • Спасибок получено: 149
  • Бункерный поэт
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #2 : Январь 20, 2014, 17:54:50 »
Спасибо огромное, статья достойна всяческого обожания.

Необязательно вдаваться в дебри химии, это даже лишнее, максимальное углубление, как по мне, это “Зелье взаимодействует с кислородом в воздухе и происходит реакция”.
На правах 5 копеек:
Мне кажется, алхимия (в помощь магии) может быть интересна, если ее хорошо обыграть.
Например, мир, где привычные химические реакции дают необычный результат (как у Желязны в "Ружьях Авалона").
Либо алхимико-инженерно-магические войска/лаборатории/мануфактуры/что угодно.

Никаких уроборосов в нашем серпентарии! (с) не мое
Найдено множество останков быдлозавров. Но все они очень плохо сохранились. (с) тест на логику

За это сообщение автора поблагодарили:


Оффлайн Странник

  • Граф Терронский
  • Привидение
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 6967
  • Спасибок получено: 295
  • ⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #3 : Январь 20, 2014, 17:57:43 »
Когда я размышлял о ритуальной магии (туда входит и слова и жесты и прочие действия субъекта, которые запускают магический процесс), я пришел к выводу, что магия случается не из за самого факта ритуала, а из за того, что делает маг проводя ритуал. Скажем огненный шар - маг долго учился напрягать мысль так, чтобы запустить его. А слова и жесты - чтобы привязать напряжение мысли к ним - чтобы не было случайных заклинаний от шальных мыслей.

Да и в различных примерах всё неосознанно подано так - ритуалистикой страдают многие маги, и лишь самые сильные и опытные колдуют простым усилием мысли, оставляя ритуалистику для очень сложных заклинаний.
Obsacra. Obsacra. Obsacra.
«Старые масконы».
ꈼꉉꆢꄈꒆꋄꅥꆔꉖꅅ

За это сообщение автора поблагодарили:


Оффлайн Кит

  • Активность: 0%
  • Сообщений: 21
  • Спасибок получено: 3
  • хитрый гоблин
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #4 : Июнь 18, 2014, 21:08:20 »
А ещё меня порадовал такой вид магии описанный в книге Панова "Кафедра странников", как геомантия...
По факту геоманты отказались напрочь от магической силы (даже перестали чувствовать её потоки) в пользу ощущения и понимания самой земли как мира. Тоесть чтобы сама "Магия" получилась нужно совершить ряд определённых действий... Работает по принцыпу "Взмах крыла бабочки на одном полушарии Земли может вызвать ураган на другом..." но только бабочка должна находится в определённой точке, сделать взмах в определённый моммент, и при этом взмах должен быть правильным))
И благодаря чувству земли геоманты знают какие "бабочки" должны махнуть крылом, что в совокупности приведёт к нужному результату....
На все ваши ответы будут заданы вопросы

За это сообщение автора поблагодарили:


Оффлайн Кит

  • Активность: 0%
  • Сообщений: 21
  • Спасибок получено: 3
  • хитрый гоблин
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #5 : Июнь 26, 2014, 01:03:32 »
Ещё одна мысль меня посетила, пока мыл посуду... Завязал сам с собой спор по поводу вербальной магии, а именно поисхождения оной. Мёртвые, забытые, древние или просто другие языки... этого просто не может быть! Создания, пользовавшиеся этим наречием, просто не смогли-бы общатся) Поскольку на их наречии слово\фраза является формулой заклинания- это предоставляет в общении массу неудобств... Просто представте себе двух жителей девнего мира, которые просто общаюся. И один из них случаянно поизносит слова в определённой (казалось-бы логичной) последовательности- и его собеседник выворачивается на изнанку\превращается в животное\отправляется во внешние миры или СОЗДАЁТ НОВЫЕ!!!! Опять-таки мы незнаем, возможно сказав немного по другому он направит еффект на себя))) И этот фактор убирает возможность создания заклинаний, как перевода с другого языка. В силу того, что это опасно и не предсказуемо- такого языка не могло-бы существовать... У меня есть несколько вариантов- или эта формула является набором звуков в определённой последовательности и всеми упомянутыми автором спецэффектами, или это действительно слова, но слова которые являются продолжением мысли. Чтоб заклинатель не сбился с мысли (а они могут роится и расходится совершенно в разных направлениях) он продолжает её словом- это добавляет концентрации на обьекте и действии которое он хочет совершить)))
Ну вот как-то так... в общем критика приветствуется)) тема меня зацепила- если ктот хочет- можем продолжить... *ROFL*
На все ваши ответы будут заданы вопросы

Оффлайн Кай Лерэйн

  • Герцог Терронский
  • Магистр
  • Мэр города
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 4408
  • Спасибок получено: 294
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #6 : Июнь 26, 2014, 10:30:23 »
Заклинание как мнемоническое правило - очень похоже на правду. То есть маг реально что-то творит только своей силой, а заклинание - чтобы настроиться на нужный лад, не забыть последовательность, при дать мыслям нужную четкость.
Ведь мы сами часто говорим про себя, когда обдумываем что-то сложное или важное.

Оффлайн Странник

  • Граф Терронский
  • Привидение
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 6967
  • Спасибок получено: 295
  • ⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #7 : Июнь 26, 2014, 11:24:05 »
Или можно рассматривать вариант, поданный в TES. Где слова речи драконов - являются сильнейшими кастами, но с учётом специфики расы - их это могло не задевать (не чувствовали, иммунитет, диалог нивелировал итд). То есть была скажем раса, жившая на поверхности солнца и общаясь между собой подкрепляла каждое слово микровспышками - типа мимики, а потом прошло много лет, а раса вымерла, умение подкреплять речь такими эффектами забылось, атрофировалось, мутировало под новых носителей и стало магией огня в каком-то месте.
Obsacra. Obsacra. Obsacra.
«Старые масконы».
ꈼꉉꆢꄈꒆꋄꅥꆔꉖꅅ

Оффлайн Кит

  • Активность: 0%
  • Сообщений: 21
  • Спасибок получено: 3
  • хитрый гоблин
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #8 : Июнь 26, 2014, 22:51:20 »
учитывая ТЕS- да, но опять таки очень неудобно общатся, когда вокруг тебя пляшут илюзии, летают фаэрболы и искажается пространство...
язык должен создаватся и по мере создания расширятся... а создавать то, что может разрушить всё сущее, причём совсем неожиданно, это как минимум опасно)))
но даже если взять TES- голос дракона сам по себе является мощным, просто человек с ним плохо справляется... однако сами слова он может произносить свободно, просто не зная смысла, не познав самой сути слова оно не действует...
даже в самом начале игры когда эти 4 назгула учат первым словам- обьясняя произносят их и дают определение, но ничего не происходит- значит не сам язык вошебный а есть некая сила, которой подпитывается слово)
На все ваши ответы будут заданы вопросы

Оффлайн Странник

  • Граф Терронский
  • Привидение
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 6967
  • Спасибок получено: 295
  • ⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #9 : Июнь 27, 2014, 14:35:08 »
опять таки очень неудобно общатся, когда вокруг тебя пляшут илюзии, летают фаэрболы и искажается пространство...
Но-но-но. Это с позиции человека. Дракон - воздушное существо. Делая вокруг себя определённую свистопляску - ты скрашиваешь свою речь. Слушающий эту свистопляску - получает через неё оттенки эмоций и информации. Если оттенки негативные - они могут нанести вред. Если этим пользуется конечный пользователь - он знает несколько слов, которые наносят ущерб, и использует их не вкладывая никакого информационного смысла. А для носителя речи этот конеччный пользователь будет странной особь, который будет бегать по земле и периодически кричать какую-то бессмыслицу типа "Халк, ломать!".  ;D

значит не сам язык вошебный а есть некая сила, которой подпитывается слово
Не язык. Голос. Вибрационная составляющая. Большинство назгулов молчали потому что каждое слово могло натворить дел и только один - самый слабый - еще не утратил возможности иногда разговаривать никак не влияя на окружаюшее пространство. Ведь когда вся эта стая сказала фразу типа "привет чувак, теперь ты с нами" хором - там храм на горе ходуном ходил, а одно слово крикнутое с горы - все окрестности услышали. Кажется еще землетрясение при этом было.
Obsacra. Obsacra. Obsacra.
«Старые масконы».
ꈼꉉꆢꄈꒆꋄꅥꆔꉖꅅ

Оффлайн Кит

  • Активность: 0%
  • Сообщений: 21
  • Спасибок получено: 3
  • хитрый гоблин
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #10 : Июнь 28, 2014, 16:18:28 »
Не язык. Голос. Вибрационная составляющая.

))) вот оно! возвращаясь к теме которую я поднял- заклинание это формула, но не язык)
с таким-же успехом персонаж может создать фаэрболл криком "пддыщ!", или изгать демона фразой "ПОШЁЛ ВОН С МОЕЙ ГРЯДКИ!!!" просто добавив туда эти самые вибрационные составляющие)))
и ещё обратил внимание на ляп в TES 5... 
каждое слово могло натворить дел и только один - самый слабый - еще не утратил возможности иногда разговаривать никак не влияя на окружаюшее пространство
однако наш герой учится гласу драконов, и вполне успешно... предпложим к средине игры он владеет им даже лучше чем Седобородые, и может выстоять перед голосом настоящего дракона! почему-же его голос не несёт такого разрушения, когда он просто общается? ведь когда мы выбираем ответ при диалоге он должен его произносить, а не вылазит из головы табличка с выбранным ответом... и стоило-бы иму чихнуть, как народ уже валился с ног...   о_О
На все ваши ответы будут заданы вопросы

Оффлайн Странник

  • Граф Терронский
  • Привидение
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 6967
  • Спасибок получено: 295
  • ⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #11 : Июнь 28, 2014, 17:20:34 »
почему-же его голос не несёт такого разрушения, когда он просто общается?
Так он же не постоянно кричит. Даже достигнув высот - он после двух-трёх слов уставал так, что некоторое время не мог ничего крикнуть. А у седобородых крик уже становится обыденной речью. То есть антипод - нормально говорим и иногда покривикаем с передышками, или живём на крике и иногда можем разговаривать с большим напряжением.
Obsacra. Obsacra. Obsacra.
«Старые масконы».
ꈼꉉꆢꄈꒆꋄꅥꆔꉖꅅ

Оффлайн Trinn

  • Граф Терронский
  • Элизиец
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 3463
  • Спасибок получено: 175
  • Воинствующий эльфийский паладин
    • Просмотр профиля
    • ЖЖ
Re: Как описывать магию
« Ответ #12 : Декабрь 12, 2014, 08:35:34 »
Вы случаем тему не попутали, мы тут про магию говорим. :)
Насчет драконьего языка - насколько я помню, им немного и короли (ярлы) в Скайриме владели, кроме Седобородых, но видать эффект немного усиливает генетика драконов (кстати, когда те говорят вокруг тоже не всегда умирают), обычным людям нужны же долгие тренировки. Портурнакс, например, вполне нормально общается как с Седобородыми так и с гг. То есть там как и в заклинаниях имеет смысл заложенный в слово (мысле-импульс, например)
Наношу добро, причиняю справедливость

Оффлайн Странник

  • Граф Терронский
  • Привидение
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 6967
  • Спасибок получено: 295
  • ⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯
    • Просмотр профиля
Re: Как описывать магию
« Ответ #13 : Декабрь 13, 2014, 09:35:41 »
А спаммеры поумнели, заразы.
Obsacra. Obsacra. Obsacra.
«Старые масконы».
ꈼꉉꆢꄈꒆꋄꅥꆔꉖꅅ

Оффлайн Trinn

  • Граф Терронский
  • Элизиец
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 3463
  • Спасибок получено: 175
  • Воинствующий эльфийский паладин
    • Просмотр профиля
    • ЖЖ
Re: Как описывать магию
« Ответ #14 : Декабрь 13, 2014, 14:28:42 »
Искуственный интелект мобов не стоит на месте :)
Наношу добро, причиняю справедливость