! Добро пожаловать в
Сегодня Ноябрь 30, 2021, 11:57:22

Автор Тема: Вторичная литература - фанфики, апокрифы, римейки, продолжения  (Прочитано 2434 раз)

0 Жителей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Bohemienne

  • Активность: 0%
  • Сообщений: 776
  • Спасибок получено: 149
  • Бункерный поэт
    • Просмотр профиля
Господа и дамы,

Интересует Ваше мнение по сабжу, а именно вторичной литературе по мирам, созданным другими авторами.
К таковой причисляю:
- фанфики (с разными рейтингами)
- апокрифы (автор был не прав), и как под-жанр апокрифов, идейная полемика с первоисточником или деконструкция первоисточника
- всевозможные переделки (король Артур в космосе)
- произведения в рамках коммерческой франшизы (книги по Star Wars), а также выросшие на первоначальном материале ("50 оттенков серого" - "Сумерки"; "Сьомий перстень чаклунки" - "Властелин колец"; кто знаком, не смейтесь слишком громко, пожалуйста).

Собсно:
Для чего это надо?
Роль в культуре?
Целевая аудитория и художественная ниша?
Может ли оно быть самоценным?
А Вы бы?...

В Сети много серьезного литературоведения на эту тему, но истина рождается только в живой дискуссии. Я же не преследую никаких целей соцопроса, мне для себя интересно.
Никаких уроборосов в нашем серпентарии! (с) не мое
Найдено множество останков быдлозавров. Но все они очень плохо сохранились. (с) тест на логику

За это сообщение автора поблагодарили:


Оффлайн Кай Лерэйн

  • Герцог Терронский
  • Магистр
  • Мэр города
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 4408
  • Спасибок получено: 294
    • Просмотр профиля
Я думаю, каждому такому произведению - отдельный личный суд. Конечно, вторичное произведение всегда остается вторичным, но при этом оно может быть хорошим.

Оффлайн Странник

  • Граф Терронский
  • Привидение
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 6967
  • Спасибок получено: 295
  • ⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯
    • Просмотр профиля
Писать сказки по чужому миру так же увлекательно, как и создавать свой мир.
Obsacra. Obsacra. Obsacra.
«Старые масконы».
ꈼꉉꆢꄈꒆꋄꅥꆔꉖꅅ

Оффлайн Лила Перегуда

  • Баронесса Терронская
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 581
  • Спасибок получено: 234
  • Наемник-хранитель
    • Просмотр профиля
Хм, интересная и не такая уж однозначная тема. Мое личное мнение:

1. Автор "вторичного" произведения должен быть конгениален автору оригинала. То бишь, пишешь о Гамлете - будь если не Шекспиром, то Блоком ("Я Гамлет. Холодеет кровь...").

2. Удачные апокрифы существуют. Пример - вариации на тему библейских сюжетов ("Суламифь" Уайльда, "Иуда" Л. Андреева), продолжения фильмов с другими режиссерами или их ремейки, более известные, нежели оригиналы (с ходу не вспомню, но часто оказывается, что известный фильм - ремейк неизвестного 50х годов); пародии ("Монти Пайтон и рыцари Круглого стола", "Янки при дворе короля Артура") и даже компьютерные игры по известным мирам, чьи родоначальники не столь популярны (Baldur's Gate). Сюда же можно отнести альтернативные рассказы американских фантастов. Литературные диалоги 19 века зачастую велись именно самостоятельными произведениями, по успешности которых судили о правоте автора.

3. Удачность зависит и от творческого переосмысления. То бишь, если в процессе вдохновения чужим миром из романа рождается стихотворение или из поэмы - роман, это существенно повышает шансы на успех. Во-первых, не будет преследовать вездесущее сравнение с оригиналом, а во-вторых, это серьезная заявка на творческую самостоятельность - вещь необходимая, хоть и не достаточная для хорошего уровня автора. Не писал же Андреев повествование в стиле Библии! Это был от начала до конца его текст.

По вопросам ТС:

Для чего это надо?
Сложный вопрос. А для чего вообще нужна литература? Перефразируя утверждение Стругацких о фантастике - это прежде всего ПРОСТО литература, неважно, на основе чего созданная. Тогда она может и оригинал пережить. А фанфики попроще могут служить отличными качественными жилетками для страдающих фанатов. О роли третьесортных фиков как сублимации графомании говорить не буду.

Роль в культуре?
См. выше - может быть очень большой, если автор справится с балансированием на тонкой грани самостоятельности и авторитета оригинала. И от замысла зависит, безусловно. Если цель фанфика - игра с миром франшизы, произведение рискует остаться в лучшем случае качественной бульварной беллетристикой в духе "Красного петуха" Акунина или бардовской песенкой для толчковой игрухи.

Целевая аудитория и художественная ниша?
Да, в первую очередь фанаты франшиз (в широком смысле. Потрясание духовных основ общества путем обращения к сакральным книгам в ту же степь))) Но обращение ЧЕРЕЗ мир, где данный мир оказался для автора отличным способом поставить героя в нужные ему обстоятельства (см. Брэдбери - марсиане там не главное), к каким-то общечеловеческим проблемам и ценностям вкупе с высоким мастерством слова и характера расширяет целевую аудиторию до плюс-минус всех более-менее образованных людей.

Может ли оно быть самоценным?
Исходя из вышесказанного, может. Иногда оказывается, что читая\смотря фанфик, не знаешь, откуда ноги\уши растут. Забавно узнавать историю фанфиков века 18-19, как филолог говорю)))

А Вы бы?...
Если бы доросла до любимых авторов! А так проще собственный мир выдумать, если писать. Или на ролевки ездить, чтоб почесать фан-чувство)) Почитываю порой фанфики по ГП, ВК, Масс Дефекту - попадаются неплохие ГП-шные, но это скорее вопрос качества оригинала. До Профессора дотянуться сложнее, там человек перелопатил тонны материала, думал годами и имел недюжинный талант. В песнях у народа успеха больше.
А самой - разве что задумчивый рассказ в духе Рэя Б., но это тоже потребует вдохновения, килограммов обдумывания и очень удачного материала в плане "вот именно то, что я искала!"
« Последнее редактирование: Январь 05, 2015, 18:43:44 от Лила Перегуда »
Я наемник - как хочу, так и хожу. (с) само из себя

За это сообщение автора поблагодарили:


Оффлайн Странник

  • Граф Терронский
  • Привидение
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 6967
  • Спасибок получено: 295
  • ⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯
    • Просмотр профиля
Автор "вторичного" произведения должен быть конгениален автору оригинала. То бишь, пишешь о Гамлете - будь если не Шекспиром, то Блоком
Не-е-ет. Зачем? Пример: если мне нравится средиземье и я хочу написать серию рассказов про похождения семерых орков и энта где-то в глубинке, лет через 70-80 после коронации Арагорна. Я что, должен быть настолько же крут как и Толкиен, чтобы иметь моральное право писать рассказы по Средиземью?

Obsacra. Obsacra. Obsacra.
«Старые масконы».
ꈼꉉꆢꄈꒆꋄꅥꆔꉖꅅ

Оффлайн Лила Перегуда

  • Баронесса Терронская
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 581
  • Спасибок получено: 234
  • Наемник-хранитель
    • Просмотр профиля
Ну, для себя лично ты можешь писать хоть о зеленой обезьяне (и читать друзьям\выкладывать в фан-паблик\издавать за свое бабло в Ыздательстве "ХэЗэ", но если ты хочешь, чтобы из этого вышло нечто толковое - тогда надо подтянуться как минимум в своем выбранном жанре до уровня автора оригинала. Иначе - гребаное сравнение (естессно, в пользу оригинала), ехидная усмешка (если это иной жанр - мол "и я!" (см. Чуковский) и пр.
Я наемник - как хочу, так и хожу. (с) само из себя

Оффлайн Странник

  • Граф Терронский
  • Привидение
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 6967
  • Спасибок получено: 295
  • ⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯
    • Просмотр профиля
ммммм. еще раз. то есть уже написанное произведение по умолчанию будет полной бездарностью, пока я не стану настолько же крут, как и автор оригинала? а если мы пишем разных стилях, скажем? вот он пишет фентези, а я намотаю лет 200 и сделаю, скажем, паропанк. Но мир — тот же. Но ни время, ни герои (ну эльфы разве что) Тоже бездарность? По умолчанию? Только потому, что я как человек не дотягиваю до Толкиена как человека?

Это какая-то шляпа.
Obsacra. Obsacra. Obsacra.
«Старые масконы».
ꈼꉉꆢꄈꒆꋄꅥꆔꉖꅅ

Оффлайн Лила Перегуда

  • Баронесса Терронская
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 581
  • Спасибок получено: 234
  • Наемник-хранитель
    • Просмотр профиля
Не передергивайте, граф.
1. "Полной бездарностью" слова не звучали. Имеется в виду только значимость для литературного процесса, которую иногда мало представляют даже хорошо технически написанные вещи.
2. "Как человек" и "как автор" - понятия безусловно разные. Многие хорошие авторы как люди из себя мало что представляют.
3. Просто эльфы - еще не Толкин. Это приставка "фэнтези-" к стилю.
4. Смена жанра обязывает несколько по-другому, но жанр - это "повесть, роман, поэма...", а не "паропанк, постапокалипсис". Это стили, направления, а не жанры.

Вот после этого уже можно что-то сравнивать
Я наемник - как хочу, так и хожу. (с) само из себя

Оффлайн Странник

  • Граф Терронский
  • Привидение
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 6967
  • Спасибок получено: 295
  • ⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯⠝⢬⢭⣕⢯
    • Просмотр профиля
"Полной бездарностью" слова не звучали.
Но подразумевались. «фан-паблики», «единичные частные публикации» по сравнению с признанными писателями. Это такой себе попуск типа «ну вот вроде что-то есть, и вроде и под сукно не запихнуто, но...».
"Как человек" и "как автор" - понятия безусловно разные.
я имел ввиду «как автор», если это настолько принципиально разные понятия.
Просто эльфы - еще не Толкин. Это приставка "фэнтези-" к стилю.
мы уже несколько сообщений подряд обсуждаем конкретный пример про конкретное Средиземье конкретного автора. ?! ???????....  "^_^
Это стили, направления, а не жанры.
блин, ну в самом деле, что за крючкотворство на постном масле. я понимаю что я хочу сказать, ты прекрасно понимаешь что я хочу сказать. хорошо. пусть будут направления, а не жанры. вот даже выделю, чтобы вот, никакой неоднозначности не было...  O_o  %\

И, собственно?
Вопросы всё так же в силе. Ничего не поменялось. Совсем. Зато крючкотворством немного пострадали. Дальше?
Obsacra. Obsacra. Obsacra.
«Старые масконы».
ꈼꉉꆢꄈꒆꋄꅥꆔꉖꅅ

Оффлайн Лила Перегуда

  • Баронесса Терронская
  • Активность: 0%
  • Сообщений: 581
  • Спасибок получено: 234
  • Наемник-хранитель
    • Просмотр профиля
1. Ничего не подразумевалось. Если я что-то пишу, то ничего не подразумеваю, кроме того, что пишу. Между всемирной известностью и фан-пабликом (которые бывают весьма разными) существуют сотни градаций. Выбирай любую. Но ко вторичному произведению придираться будут больше (фаны, в основном), но и любить всегда будет кому (опять-таки, фанам, тысячи вариантов их извращений, в какой-нибудь да попадешь, если не совсем годарство)

2. Не крючкотворство, а уточнение понятий. Иногда это очень важно, особенно в письменной речи, где интонация не дает понять, что же там "вы все поняли, что я имел\а в виду". Флеймы часто начинаются именно с неточных понятий.

3. Да не сошелся свет клином на Толкине в фентези и в этом топике.

4. Дальше - см. вышеизложенное. Это МОЕ мнение как литературоведа в том числе, подтвержденное статистикой (но она, как известно, хуже наглой лжи, так что Вы, граф, имеете право на собственное мнение)

Аминь
Я наемник - как хочу, так и хожу. (с) само из себя